Суббота / 14 декабря / день Собаки

Рождение перспективы

4846 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №69, 01.10.1998
приложение к «Московской правде» 



Ну кто из нас не помнит, какое странное ощущение возникает по окончании института (университета, академии, аспирантуры) — вся прошлая жизнь предстает одной нескончаемой школьной скамьей; бесконечные поучения, наставления, одергивания... 15, а то и более лет все наши представления о жизни — это схема, догма, проекция мироздания на плоскость учебника. Как же кстати тут наступает возраст Кабана (24—31), с его мощным натиском, жаждой первооткрывательства и глубочайшим пристрастием к реальной жизни (в отличие от мистической Крысы и фантастического Быка).

Аналогично эпоха Кабана в жизни единого человечества наступила после длительного, длиной в 12 веков, периода ученичества, скованности и несамостоятельности мышления. Религиозная синхронизация человечества, так мощно проведенная единобожием (христианство, ислам), теряет былое значение. Процесс синхронизации переходит в новую плоскость, необходимо научиться мыслить самостоятельно, самостоятельно творить. В этом смысле может даже показаться, что в жизни человечества началась разноголосица, ибо мыслить и творить нельзя строем...

Итак: речь идет об эпохе, лежащей между 1220 и 1620 годами (даты примерные). Начнем все с тех же религиозных проблем. Закончив эпоху Крысы на победной ноте, католичество, не учуяв перемены ветра, продолжало двигаться к всемирной власти. Папа Иннокентий III в 1202 году провозглашает главенство папы римского над императором священной Римской империи. Весь XIII век папы римские претендуют на главенствующее положение по отношению ко всем светским правителям. Папские буллы 1296,1302 годов освобождают священнослужителей от уплаты налогов светским правителям и провозглашают независимость (суверенность) церкви. Кажется, еще чуть-чуть — и церковь возглавит, весь мир. Однако мир Запада родился совсем для иной судьбы бы, совсем для иной власти...

История церкви эпохи Кабана и особенно эпохи Собаки станет историей непрерывного отступления церкви сначала в политической, а затем в экономической и идеологической сферах. Уже в XIV веке разбушевавшихся церковников начинают усмирять те, к кому переходит реальная власть, — светские правители. Вспомним хотя бы знаменитое авиньонское пленение пап, длившееся почти весь XIV век. Дальше — больше, и к концу эпохи, особенно в момент рождения абсолютизма, церковь станет совсем Карманной, скажем, англиканская...

Набравшие в конце эпохи Крысы невероятную силу духовно-рыцарские ордена (тамплиеры, Тевтонский орден...) в эпохе Кабана были подчинены европейскими королями, создававшими централизованные государства...

Но не только политическая власть оспаривала главенство католической церкви, росло недовольство церковью и в народе. Стали возникать всевозможные ереси, еретические церкви. Отсюда два очень мощных явления, целиком и полностью уложившихся в эпоху Кабана. Речь идет об инквизиции и Реформации. Само слово «инквизиция» (от латинского «инквизицио» — расследование, розыск) очень точно соответствует сыскным амбициям Кабана. Возникла инквизиция в самом начале XIII века и в скором времени превратила в кровавые застенки целые страны. Свирепствовала инквизиция всю эпоху Кабана и лишь в эпохе Собаки резко потеряла свою силу.

Реформация в очень скромном виде начала зарождаться в конце эпохи Крысы (вальденсы, альбигойцы), однако реальную силу набрала, естественно, лишь в эпоху Кабана. Такие фигуры, как Мартин Лютер, Кальвин Цвингли, появились уже в XVI веке. Впрочем, успехи Реформации не вышли за границы эпохи, вслед за Реформацией последовала контрреформация. К началу XVII века протестантизм потерпел поражение в Польше, Франции (Варфоломеевская ночь — 1572, Нантский эдикт, закончивший религиозные войны, — 1598).

Вообще-то формально религиозные войны шли лишь во Франции, но разве не религиозными были и все другие войны той эпохи? Религиозной стала война Англии с Испанией (Непобедимая армада погибла в 1588 году), религиозными стали войны Османской империи (упадок начался только после смерти Сулеймана Великого — 1566). В эпоху Собаки воевать будут совсем за другое...

Реформация, инквизиция, религиозные войны... Где же уход от религиозных борений? Может быть, никакого ухода и не было? Но не будем забывать, что рассматриваемая эпоха имеет по крайней мере еще два очень громких имени: Возрождение и эпоха Великих географических открытий.

Возрождение (Ренессанс) обычно датируют самым концом эпохи Кабана, XIV—XVI и даже XV—XVI веками для некоторых стран. Однако эти даты относятся к периоду расцвета, времени, когда Возрождение охватило практически всю Европу. Начало же Возрождения, то, что называют Проторенессансом, датируется самым началом эпохи Кабана (XIII — начало XIV века). Этот период в истории итальянского искусства Ознаменован ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции. (Интересно отметить, что расцвет античной культуры приходится на эпоху Козы.) Освещено явление Проторенессанса такими именами, как Данте (1265—1381) и Джотто (12б7—1337). Порвав со средневековыми канонами, Джотто внес в религиозные сцены Земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью.

Не случайно, что перспектива, пространственное восприятие мира сменяет плоское видение не только в живописи, но и в науке, литературе, мировосприятии вообще. Мир буквально раздвинулся, лишился схематизма, догматизма, скованности мысли. Удивительно и уникально, что, минуя промежуточные стадии, новая культура сразу же поднялась на запредельный, вершинный уровень. Вспомним некоторые имена и поразимся грандиозности эпохи, ее насыщенности. Петрарка (1304—1374) и Боккаччо (1313—1374), Боттичелли (1445—1510) и Леонардо (1452—1519), в те же годы Микеланджело (1475—1564) и Рафаэль (1463—1520). Это все в Италии. А были еще Босх (ок. 1460—1516) и Брейгель (1525—1569), Тициан (1476—1576) и Дюрер (1471—1528), Рабле (1494—1553) и Эразм Роттердамский (1469—1536). Ну и, наконец, уже в итоге эпохи Кабана величайшие из великих — Шекспир (1564—1616) и Сервантес (1547—1616). Может быть, смерть этих двух Великих и была смертью эпохи Кабана.

Иногда вместо возрождения античности мы говорим о рождении Гуманизма. Имеется в виду, что человечество наконец-то отодвигает в сторону свою безграничную любовь к Богу и хоть немного начинает интересоваться собой, окружающим миром, природой. Отдалив от себя Бога человек еще более значительно отдаляет церковь. Отныне церковь уже не является безраздельным хозяином науки, искусства, образований. В полный рост поднимается светская культура.

Что касается Великих географических открытий, чрезвычайно усиливших перспективность эпохи, то очень интересно отметить, насколько синхронно самые великие из географических открытий соответствовали открытиям живописным. Скажем, Христофор Колумб был сверстником Боттичелли и Леонардо, а Васко да Гама и Магеллан были сверстниками Рафаэля и Микеланджело. Что ж, Кабан один из центральных живописных знаков и уж точно самый главный знак в мире путешественников.

Кстати, почти не говоря пока о Руси, отметим, что бацилла походов, открытий и завоеваний захватила и наших предков. Тот самый Ермак был конечно, помоложе Магеллана, но также остался в рамках эпохи Кабана.

И все же интеллектуальный триумф эпохи Кабана не был абсолютным. Рождение классической музыки целиком в рамках эпохи Собаки. То же относится и к науке. Коперник (1473—1543) безусловно опередил время, Ha его открытия по-настоящему отреагировала лишь грядущая эпоха. Сама же эпоха Кабана, уместилась между двух Беконов, в основном лишь готовила пришествие эры прогресса, так называемого царства разума. Роджер Бэкон (ок. 1214—1292) возвеличил математику и научный эксперимент, предсказал многие открытия в оптике, первый в Европе изготовил порох. Френсис Бэкон (1561—1626) — фактический отец материалистической экспериментальной науки.

Разумеется, список отличительных черт эпохи Кабана можно было бы продолжать еще долго. Вместе с гуманизмом рождалось и такое очень модное ныне явление, как парламентаризм. Великая хартия вольностей была подписана Иоанном Безземельным в 1215 году. Не это ли дата начала эпохи Кабана? Документ устанавливал право Совета баронов обсуждать важнейшие вопросы. Так было положено начало парламенту, который сформировался попозже, к концу XIII века. Генеральные штаты во Франции появились в самом начале XIV века, а кортесы в Испании появились даже раньше, хотя заработали в полную силу все в тех же XIII—XIV вв.

Еще одна важная веха — книгопечатание. Бумагу в Европе начинают изготовлять накануне эпохи Кабана, в XII веке. Уже в Кабане переписчиков начинают постепенно заменять разные хитроумные приспособления, пока в 1445 году Гуттенберг не изобретает книгопечатания.

Можно еще рассказать о падении в 1204 году Константинополя и сделать из этого события многозначительные выводы. Но, кажется, пора остановиться. Эпоха Кабана и так оказалась слишком насыщенной многозначительными явлениями. Эпохи Быка и Крысы кажутся бледными и пустыми на фоне ярчайших фокусов Кабана. Интеллект человечества достигает высшей точки, причем точки ярчайших проявлений, ибо интеллект пока не озабочен решением конкретных задач, пока он любуется сам собой, работает сам на себя. Энгельс говаривал, что это была эпоха «титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености...» (простим восторженному Дракону любование Кабаном).

И все же воздавая должное творческому порыву эпохи Кабана, мы должны помнить, что блеск, оптимизм, напор этого периода — это всего лишь открытие перспективы. Настоящим делом займется повзрослевшее человечество лишь в эпоху Собаки. И не случайно один из главных участников всемирного прогресса — Россия проспала эпоху Кабана. Монголо-татарское иго началось в 1243 году и выключило Русь из процесса общемировых прозрений. Окно в синхронную историю человечества Россия начнет рубить лишь в конце XVII века. Что ж, возрастной гороскоп утверждает, что лучшая карьера — это карьера, начатая именно в возрасте Собаки. Так что реальный конкурент у России лишь США, впрочем, мы забегаем вперёд.



Комментарии

Статьи >

Вечный двигатель
6451 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №71, 01.12.1998
1999-й России ничто не угрожает
5001 | Г. Кваша, «Наука и религия», 01.12.1998
Птичий базар
5542 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №70, 01.11.1998
Фамильные тайны
5061 | Г. Кваша, «Наука и религия», 01.11.1998
Рождение перспективы
4847 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №69, 01.10.1998
Рыцарские успехи
5166 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №68, 01.09.1998
Средние века
5064 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №67, 01.08.1998
Корейский Кабан
5131 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №66, 01.07.1998
Векторные новости
6446 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №65, 01.06.1998
Японская Обезьяна
5298 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №64, 01.05.1998
Рассудительные люди
6735 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №63, 01.04.1998
Время Змеи
5199 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №62, 01.03.1998
Одиозные фигуры
5414 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №61, 01.02.1998
Прощай, НЭП
4776 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №60, 01.01.1998
Начало нового мира
4646 | Г. Кваша, «Наука и религия», 01.01.1998

Ваш гороскоп

Пол М  Ж

Гороскоп на сегодня

14.12.2024
Собака
Крыса в тень
Бык кармический
Тигр эйфория
Кот свободный
Дракон в тень
Змея тяжелый
Лошадь презентация
Коза легкий
Обезьяна в тень
Петух лихая удача
Собака внимание!
Кабан легкий
подробнее ]

Гороскоп на месяц

Ссылки


Сайты Структурного Гороскопа, о существовании которых Григорий Кваша в курсе, и где можно встретить публикации автора: 
Структурный Гороскоп в Санкт-Петербурге
– S-Гороскоп        

По двум последним сайтам: Григорий Семенович Кваша не поддерживает мнения некоторых публикуемых там авторов.

                  

Просмотры >

Яндекс.Метрика