Суббота / 14 декабря / день Собаки
Мелодический мост
5003 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №172, 01.06.2007приложение к «Московской правде»
Именно музыка, а не поэзия, архитектура или даже кино является главным инструментом объединения человечества в общую семью. Если все мы начнем слушать и напевать одни и те же арии или песни, то у нас очень скоро исчезнут основания для взаимных подозрений и отчужденности. А потому, каждый композитор, получивший всемирное признание в тысячу раз сильнее заслуживает нобелевской премии мира, чем самый расчудесный политик.
Второй аспект — это сведение воедино музыкальных вкусов людей зрелых и молодежи. Разрыв в музыкальных предпочтениях этих групп всегда бросался в глаза. Наконец, третий момент — это пропасть между вкусами тренированных групп меломанов и прочих эстетов и простоватыми народными пристрастиями. Или мы находим для тех и этих единую музыку или так и будем всегда обречены на классовую войну.
В этом смысле значение композиторов способных строить мелодические мосты между разными народами, различными возрастными и социальными группами, грандиозно. Лидеры этого процесса очевидны — это композиторы открытых знаков (Лошадь, Петух, Кот и Крыса). Наибольшего успеха из этих знаков добилась Крыса, вклад упомянутых ниже 8 гениев музыки в процесс единения человечества беспрецедентен.
Великий австрийский композитор Йозеф Гайдн (1732—1809). Он был добрым и заботливым человеком. Оркестранты уже называли его «папа Гайдн», когда ему еще не было и 35 лет. Знаменитую Прощальную симфонию, в финальной части которой оркестранты один за другим заканчивают свои партии и удаляются, а на сцене остаются только две солирующие скрипки, он сочинил по просьбе оркестрантов, дабы намекнуть князю Эстерхази, что пора тому уезжать из имения в столицу.
Своим учителем он считал «гамбургского Баха» (Лошадь). А еще он был в большой взаимной симпатии с Моцартом (Крыса). Оба считали друг друга лучшими. Бетховена (Тигр) он учил уму разуму, можно сказать был его учителем…
Главная заслуга Гайдна в том, что он сумел слить воедино все музыкальные достижения XVIII века. Центральное положение Вены в музыке именно с этим и было связано, она была «плавильным котлом», в котором соединялись несколько разных стилей: один — строгий, церковный, полифонический; второй — оперный, итальянский; третий — уличный, духовой. Низкое он возвысил, высокое упростил, сплавил все воедино и создал единую для всех (церковь, аристократия, простой народ) музыку.
Среди наиболее известных произведений Гайдна — «Сотворение мира» и грандиозная оратория «Времена года», целостная энциклопедия картин природы и патриархальной крестьянской морали. Пятьдесят лет творческой жизни Гайдна заполнили глубочайшую стилистическую пропасть — между Бахом и Бетховеном, он сумел перекинуть мост между этими двумя мирами.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791). Шестилетним ребенком он уже представлен дворам Мюнхена и Вены, играет, поет, импровизирует… одним словом вундеркинд, да еще какой! В 12 лет он уже автор двух опер.
Одни считают его сознательным предшественником романтизма, для других он остаётся несравненным завершением рафинированного и умного века, почтительно относившегося к правилам и канонам. Правда, как всегда по середине: именно из постоянного столкновения с различными музыкальными и моральными клише того времени родилась эта чистая, нежнейшая, нетленная красота музыки Моцарта. Альберт Эйнштейн (Кот) чудо моцартовского гения назвал «сомнамбулическим».
Моцарт оставался вечным ребёнком, чуждым любых феноменов культуры, и одновременно способным на поразительные проникновения в глубины психологии и мысли. Он легко переходил от самой глубокой скорби к величайшей радости, певец страстей и таинств — он остается вершиной музыки и в современном ее понимании. Как музыкант он синтезировал все достижения прошлого, соединил северный и латинский строй чувств, доведя их до совершенства.
Моцарт не был новатором, как Гайдн, оркестровое письмо Моцарта не столь поразительно ново, как письмо Гайдна, но безупречность и совершенство моцартовского оркестра — постоянный предмет восхищения как музыкантов, так и профанов, которые, говоря словами самого композитора, «наслаждаются, не давая себе отчета, чем именно». Лишь в XX веке до конца осознано удивительное эмоциональное богатство моцартовского искусства и его внутренняя трагичность, близко соседствующая с внешней безмятежностью, солнечностью мажорных фрагментов его музыки.
Итальянский композитор Джоаккино Россини (1792—1868). Абсолютный гений легкости и веселья. Внезапный и бурный дебют с двумя гениальными оперными постановками в один год. Ему в это время всего 21 год. А дальше он пишет все больше и больше, не все, конечно, равноценно, но рост идет. Блестящий «Севильский цирюльник», и, наконец, вершина — «Вильгельм Телль». Вершина славы, а композитору всего-то 37 лет. И вдруг он уходит! Не умирает, не заболевает, он всего лишь замолкает. Им овладевает «неврастеническая тяга к одиночеству», которая мгновенно вытесняет склонность к веселью.
Русский композитор Михаил Глинка (1804—1857). Может быть, мировая общественность не в курсе величия музыки Глинки, но мы то знаем, что его фигура грандиозна. Пропасть между народом и правящим классом в те годы в России была непреодолима… В некоторой степени сюжет, но в гораздо большей степени музыка оперы «Иван Сусанин» были тем самым мостом, что был перекинут через пропасть, соединив народность и аристократизм. Глинке об это время всего-то 32 года. В 38 лет Глинка пишет «Руслана и Людмилу».
Петр Чайковский (1840—1893). Удивительно, но второй наш музыкальный гений прожил ровно столько же, сколько и первый. Но успел, конечно, на порядок больше. Чайковский до сегодняшнего дня главная музыкальная константа, если не мировой, то уж русской культуры точно. В нашей музыке он такой же эталон, как Пушкин в литературе. Его музыка объединяет народы и времена, сливает воедино ум и сердце. Казалось бы, никакой грандиозности, никакого пафоса, если подумать, то ведь «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» — это камерные, лирические оперы, однако именно в таком жанре наиболее точно отразилась русская душа того времени.
Что касается возрастных рубежей, то Первая симфония и первая опера — это 26 лет, самый, может быть популярный балет мирового репертуара «Лебединое озеро» в 36 лет, Четвертая симфония и «Евгений Онегин» в 38 лет, «Пиковая дама» — 50 лет, «Щелкунчик» — 52 года. В 53 года он заканчивает Шестую симфонию («Патетическую») и уже через несколько дней тот самый стакан воды и… смерть от холеры.
Немецкий композитор Рихард Штраус (1864—1949). Он жил в самом центре континента, прошедшего через несколько жутких войн, но при этом прожил долгую, благополучную, творчески насыщенную жизнь. Уже в 24 года он создает симфоническую поэму «Дон-Жуан», один из величайших шедевров всей творческой биографии композитора. Феерическое «звуковое пиршество», насыщенность динамики, неожиданность тембровых комбинаций, неизбывный поток оптимизма, яркий эмоциональный тонус повествования, острота контрастов… Ну и так далее, в результате уже в 25 лет к Штраусу пришла мировая слава.
Что касается симфонической поэмы «Так говорил Заратустра», то это, возможно самая известная музыка благодаря кубриковской экранизации кларковской «Одиссеи» и нашей передачи «Что? Где? Когда?»
Впрочем, в его такой благополучной жизни есть загадка не меньшая, чем у Россини. В 34 года и он перестает писать симфоническую музыку, целиком посвятив себя опере. Сам же Штраус с поразительным простодушием говорит, что симфонические поэмы больше не доставляют ему никакого удовольствия. Может быть, просто понял, что оперная музыка важнее для преодоления мировой разобщенности. После довольно мрачных «Саломеи», и «Электры» следует опера «Кавалер розы» наполненная обаянием и легкость.
Начав с позиций неоромантизма, Штраус переосмыслил импрессионизм и экспрессионизм, но ни в одном влиянии не уходил в крайности, объединяя в своей музыке все противоречивые направления жизни.
Исаак Дунаевский (1900—1955). Его музыка — это чудо! Недоброжелателей еще больше, чем у Глинки или Чайковского… Он сделал очень много, хотя, если бы не гонения, сделал бы еще больше. Про себя говорил: «Так уж получилось, что я, более чем кто-нибудь, создал прочный мост между двумя крыльями музыки, уничтожив ее деление на «высокую» и «низкую».
При нем началась эпоха, в которой радио, потом кино и, наконец, телевидение стерло всякие границы между композитором и народом. В такой ситуации реализуется главный идеал Крысы-композитора, он может творить в непосредственном контакте с народом. Когда его стали упрекать в излишнем увлечении маршами, он отвечал: «Разве я выдумал бодрость, эту силу, эту радость? Ведь я ее вижу вокруг, вижу на лицах нашей чудесной детворы». Он сочинял музыку так быстро и легко, а музыка была столь светла и жизнерадостна, что его прозвали «советским Моцартом». Появилась даже книга «Красный Моцарт», в которой автор (Минченок) утверждает, что его мелодии так же прозрачны, чисты и кристально оптимистичны, как и у Моцарта. Даже в частных письмах двух композиторов есть большое стилистическое сходство…
Увы, и в этой жизни не обошлось без слома. В 1939 году закончился цикл его четырех комедий с Александровым, что-то в Дунаевском надломилось, исчезла веселая, искрометная легкость.
Английский композитор Эндрю Ллойд Веббер (род. 1948). На скрипке начал играть в три года, музыку сочинять в шесть лет, в девять уже опубликовал одно из своих сочинений. В 17 лет он бросил Оксфорд, чтобы заняться творчеством по-взрослому. Биография очень уж напоминает биографию Моцарта. В 23 года Эндрю Ллойд Вебер вместе со своим другом Тимом Райсом фактически переворачивают мир, совместив в одном произведении все возможные культурные ветви: протестный мир молодежной рок-музыки, респектабельный мир классической музыки, коммерческую музыкальную индустрию и религиозное постижение. Речь идет о рок-опере «Jesus Christ Superstar». Может быть, никто более в мировой истории не строил столь важного музыкального моста. Эндрю Ллойд Веббер и сейчас остается великим объединителем молодежного мира (чистый рок) и респектабельного взрослого мира. А как называть его произведения «Эвита», «Кошки», «Призрак оперы» — мюзиклами, операми?.. Да так ли это важно? Важно чтобы они шли одновременно в Москве, Пекине, Лондоне, Каире. И тогда процесс сближения между всеми нами станет сильнее, чем процессы разделения по пристрастиям и привычкам…
Комментарии
Статьи >
ВК в кино: «Приходи на меня посмотреть» 5214 | А. Воеводин, xsp.ru, 26.12.2007 |
|
ВК в кино: «Зимняя вишня» 5143 | А. Воеводин, xsp.ru, 25.12.2007 |
|
ВК в кино: «Собачье сердце» 6206 | А. Воеводин, xsp.ru, 23.12.2007 |
|
ВК в кино: «Служебный роман» 7536 | А. Воеводин, xsp.ru, 13.12.2007 |
|
ВК в кино: «Тот самый Мюнхгаузен» 5181 | А. Воеводин, xsp.ru, 12.12.2007 |
|
ВК в кино: «Обыкновенное чудо» 6077 | А. Воеводин, xsp.ru, 11.12.2007 |
|
Supermodel XX–XXI (статистика) 7750 | А. Воеводин, xsp.ru, 29.11.2007 |
|
Порнозвезда XX–XXI (статистика) 40015 | А. Воеводин, xsp.ru, 29.11.2007 |
|
Смешные IV: КВН (статистика) 7714 | А. Воеводин, xsp.ru, 22.10.2007 |
|
Смешные III: иностранная режиссура (статистика) 5120 | А. Воеводин, xsp.ru, 28.09.2007 |
|
Смешные II: отечественная режиссура (статистика) 4656 | А. Воеводин, xsp.ru, 28.09.2007 |
|
Смешные I: артисты (статистика) 7639 | А. Воеводин, xsp.ru, 10.09.2007 |
|
Серийные маньяки V: гангстеры (статистика) 8003 | А. Воеводин, xsp.ru, 05.10.2007 |
|
Серийные маньяки IV: киногангстеры (статистика) 5048 | А. Воеводин, xsp.ru, 05.10.2007 |
|
Серийные маньяки III: режиссура (статистика) 5625 | А. Воеводин, xsp.ru, 28.09.2007 |
|
Серийные маньяки II: жизнь (статистика) 21290 | А. Воеводин, xsp.ru, 28.09.2007 |
|
Серийные маньяки I: актер (статистика) 7777 | А. Воеводин, xsp.ru, 28.09.2007 |
|
Дас ист фантастиш III, апокалипсис: режиссура (статистика) 5113 | А. Воеводин, xsp.ru, 05.10.2007 |
|
Дас ист фантастиш II: злодеи и герои (статистика) 7658 | А. Воеводин, xsp.ru, 05.10.2007 |
|
Дас ист фантастиш I: женщина-воин (статистика) 7266 | А. Воеводин, xsp.ru, 23.04.2007 |
|
Историческое прогнозирование 5808 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №167, 01.01.2007 |
|
России ничего не страшно 6323 | Г. Кваша, «Трибуна.ru», 12.01.2007 |
|
Питательные браки 8794 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №168, 03.02.2007 |
|
Деловые люди 5673 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №169, 01.03.2007 |
|
Патриархальные пляски 5766 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №170, 07.04.2007 |
|
Романтические фантики 5537 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №171, 05.05.2007 |
|
Мелодический мост 5004 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №172, 01.06.2007 |
|
Куньи и виверровые 5533 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №173, 01.07.2007 |
|
Программа телевидения 5992 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №174, 01.08.2007 |
|
Путин все делает по моим рекомендациям 6178 | Г. Кваша, «Вести Сегодня», 25.09.2007 |
|
Портрет художника 6230 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №175, 01.09.2007 |
|
Я знаю формулу счастливой жизни! 8157 | Г. Кваша, «Люблю!», 18.09.2007 |
|
Любовь — азартная игра 6323 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №176, 01.10.2007 |
|
Прогноз на 2008 год 5545 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №177, 01.11.2007 |
|
Между небом и землёй 5776 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №178, 01.12.2007 |
|
Как всё это работает (гомогенерационные, интергенерационные и трансгенерационные отношения) 4598 | С. Маркон, xsp.ru, 01.10.2007 |
|
Естественное деление популяции на генерации 7288 | С. Маркон, «Наука и религия», 01.07.2007 |
Ваш гороскоп
Гороскоп на сегодня
14.12.2024
Собака
Собака
Крыса | в тень | |
Бык | кармический | |
Тигр | эйфория | |
Кот | свободный | |
Дракон | в тень | |
Змея | тяжелый | |
Лошадь | презентация | |
Коза | легкий | |
Обезьяна | в тень | |
Петух | лихая удача | |
Собака | внимание! | |
Кабан | легкий | |
[ подробнее ] |
Гороскоп на месяц
Ссылки
Сайты Структурного Гороскопа, о существовании которых Григорий Кваша в курсе, и где можно встретить публикации автора:
- Структурный Гороскоп в Санкт-Петербурге
– S-Гороскоп
По двум последним сайтам: Григорий Семенович Кваша не поддерживает мнения некоторых публикуемых там авторов.
– S-Гороскоп
По двум последним сайтам: Григорий Семенович Кваша не поддерживает мнения некоторых публикуемых там авторов.
Просмотры >
[за последний месяц]